Планеты Солнечной системы

Сценарии уроков природоведения в 5 классах с применением панно «Планеты Солнечной системы».

Планирование урока №1 на тему:  «Планеты Солнечной системы»

Класс: 5 «Е», 5 «А», 5 «Б»
Тип урока: урок комплексного применения знаний.
Учителя-предметники: Пузанова А.Ю., Ярцева С.В.
Консультант: помощь в подготовке к уроку оказана  Пузановой А.Ю.
Дата проведения: 1 октября 2010 года (5Е) и 12 ноября (5А, 5Б)
Средства обучения и оборудование: панно «Планеты Солнечной системы», дидактические материалы «Планеты земной группы» и «Планеты-гиганты», карточки для отчета работы команд, презентация «Солнечная система», компьютер, проектор.

Задачи урока: в  ходе урока на основании анализа информации с панно и презентации (подготовленной специально для этого урока) пятиклассники должны усвоить:
1) общее количество планет Солнечной системы;
2) порядок планет по мере удаления от Солнца;
3) происхождение названия планет.
Учащиеся должны уметь классифицировать планеты по:
* наличию или отсутствию спутников (признак – размер)
* скорости обращения вокруг Солнца (признак – удалённость или близость к Солнцу и мощность его силы притяжения)

Ход урока.
1) Оргмомент (приветствие, представление, сообщение темы урока).
2) Подготовительный этап: Сколько планет в Солнечной системе?  (8)
Назовите планеты в порядке удаления от Солнца, или если мы летим от Солнца.
(Кто-то перечисляет их по порядку). Если возникнут трудности можно предложить 2 варианта:

Вариант 1.(По 1 буквам планет, записать на доске) МеВеЗеМаЮСУН

Вариант 2.(Стишок)
По порядку все планеты
Назовет любой из нас:
Раз - Меркурий,  два - Венера,
Три - Земля,  четыре - Марс,
Пять - Юпитер,  шесть - Сатурн,
Семь - Уран,  за ним - Нептун.

3) Применение знаний (работа в группах). Разделение на команды, раздача бейджиков (на бейджиках имена детей и разные планеты. Таким образом, им будет легче честно поделиться на группы)
6 человек – входят в группу «Планеты Земной группы»;
5 человек – собираются в группу «Планеты-Гиганты»

Задание:
1. Сначала ученики с помощью пособия должны разделить все планеты на две группы – и записать их в таблицу. Как вариант, детям можно предложить отобрать планеты, похожие на Землю, и записать их в графу «Планеты земной группы», а  остальные – записать в «Планеты-гиганты».
2. Затем дети должны с помощью панно найти, что общего у планет и какие различия. (Внимание! Каждая команда выполняет это задание для своей группы планет.  То есть одни дети ищут сходство и различие планет земной группы, а вторые – планет-гигантов). В конце таблицы каждая группа делает вывод.
3. Последнее задание – с помощью панно и дидактического материала определить происхождение названия планет. (На каждом панно есть изображение бога, в честь которого названа планета. Рассказ о названии каждой планеты содержится в справочном словарике).

Планеты Земной группы

Планеты-гиганты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Критерии для сравнения

Планета

Наличие или отсутствие спутников

Скорость обращения вокруг Солнца

Температура поверхности

Планета

Наличие или отсутствие спутников

Скорость обращения вокруг Солнца

Температура верхних слоёв

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Признак

 

 

 

Признак

 

 

 

 

Происхождение названия планеты

Происхождение названия планеты

Планета

В честь кого (чего) названа

Основание (причина)

Планета

В честь кого  названа

Основание (причина)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Если возникнут сложности, дети могут воспользоваться данным справочным словариком


Справочный словарь
За быстрое перемещение по небу вслед за Солнцем планета Меркурий была названа в честь древнеримского бога Меркурия - вестника богов, покровителя торговли, путешественников и воров. Венера. Так римляне назвали вторую от  Солнца планету, в честь своей богини  любви и красоты. Название Земля образовалось от общеславянского древнего корня «зем-», который означал низ, пол, земля. А богиней Земли была Гея. Планету Марс в древности назвали в честь бога войны за свой кроваво-красный цвет, который сразу же бросается в глаза и еще более заметен при наблюдениях в телескоп. Свое название планета получила в честь верховного бога античной мифологии (древнегреческого Зевса, у римлян – Юпитер). Иногда Юпитер еще называют «царем планет». Сатурн. Эта планета была названа в честь римского бога-титана, отца Юпитера, Нептуна и Плутона. Сатурн также символизирует время, потому что он доводит до конца все имеющее начало. В астрологии Сатурн — планета усердия, самодисциплины и ограничений. Планета Уран названа в честь греческого бога неба Урана. И имеет синий цвет неба. Нептун. Планета была названа в честь римского бога морей. И имеет голубоватый цвет морской воды.

 

 

Представление результатов работы группы. Один человек от каждой команды представляет результат работы всей группы. Ребята обмениваются знаниями.

4)Обобщение знаний (демонстрация презентации).Показываем презентацию с планетами и уже заполненной таблицей (см. презентация «Солнечная система»)

5) Итог урока:  в конце занятия все детям задаем  контрольные вопрос «Сколько планет в Солнечной системе?» Каждый должен уметь перечислить их по порядку удаленности от Солнца; отличать планеты земной группы от планет-гигантов и знать основания для такого разделения. Всем ставятся оценки и раздаются дополнительные очки = «улыбки».

Самоанализ:  уроки во всех 3 классах прошли успешно. Все дети усвоили новый материал и получили только  положительные оценки. Была проведена активная работа с панно и справочными  материалами. Учителя остались очень довольны нами. 


Планирование  урока №2 на тему:
«Сравнительная характеристика Марса и Сатурна»

Класс: 5 «Е»
Учитель-предметник: Пузанова А.Ю.
Консультант: помощь в подготовке к уроку оказана  Пузановой А.Ю.
Дата проведения: 15 октября 2010 года (5Е)
Наглядные пособия и оборудование: панно «Планеты Солнечной системы», дидактические материалы «Планеты земной группы», «Планеты-гиганты»

Задачи урока:
В ходе урока на основании анализа информации с панно и таблицы пятиклассники должны усвоить:
1. Общие характеристики Марса и Сатурна, как представителей планет земной группы и планет-гигаентов;
2. Выполнить задания на доске  и создать «рекламу» своей планеты. 

Ход урока.
1) Оргмомент (приветствие, сообщение темы и цели урока).
2) Подготовительный этап:
Разделение на команды, раздача бейджиков, на которых указаны  имена детей и разные планеты.
6 человек – входят в группу «Планеты Земной группы»;
5 человек – собираются в группу «Планеты-Гиганты»

Перед началом работы, учащиеся повторили пройденный материал. Мы задали им следующие вопросы:

  1. Сколько планет в Солнечной системе?
  2. Каков порядок планет по мере удаления от Солнца?
  3. В честь кого названы планеты? (каждый ребёнок отвечал про свою планету)
  4. У каких планет вообще нет спутников?
  5. Какие планеты вращаются быстрее, а какие медленнее? От чего это зависит?


3) Применение знаний (работа в группах).
Учебное задание:
1. Сегодня на уроке Марсиане и Сатурнианцы будут создавать «рекламу» своей планеты. На выполнение заданий даётся 20 минут. По истечении этого времени представители группы покажут нам готовую «рекламу».В работе мы советуем вам  воспользоваться дидактическими материалами, которые вам раздали,  и, самое главное, панно.

Сначала на доске каждая команда должна выписать краткую информацию о своей планете:

    1.  количество спутников - ………;
    2.  наличие колец - ……… … (да или нет),
    3.  цвет - ………….;
    4.  размер - ………….;
    5. характерные внешние особенности («достопримечательности») - ………..

Затем вы изготовите плакат-рекламу, которая  должна включать в себя: изображение вашей планеты, выполненное на основе ее характеристик и «главных достопримечательностей».

4) Обобщение знаний  (представление результатов работы группы). Один человек от каждой команды представляет результат работы.

4) Итог урока:  в конце занятия дети  будут отвечать на вопрос «в чём сходства и различия Марса и Сатурна?» Каждый ученик должен уметь перечислить их основные характеристики и знать главные «достопримечательности». Опрос производится выборочно.

Самоанализ: наш урок прошёл замечательно. Все дети активно работали над поставленными задачами. В конце урока все получили оценку «отлично».
Мы также пришли к выводу: в следующий раз было бы лучше, если бы рекламу дети рисовали мелками или пастелью на темной бумаге. Это нужно учесть на будущее.

 

Хостинг от uCoz